Проектный уклад школьный жизни как основа развития личности обучающегося

Проектный уклад школьный жизни как основа развития личности обучающегося

 

 

Уклад школьной жизни в нашем понимании – это система социальных отношений участников образовательного процесса, образующая  специфическую общественную среду, обеспечивающую развитие и становление личности обучающегося.

Уклад школьной жизни – это процесс, который складывается из:

-       соединения традиционных и нетрадиционных форм организации учебной и внеучебной деятельности,

-       установления порядка отношений между учениками и учителями, учителями и родителями, администрацией и учителями и т.д., а также порядок ценностных отношений;

-       постепенного становления образа жизни.

 

От того, какой уклад жизни сложился в школе во многом зависит к какому типу личности будут относиться ее выпускники (например: предпринимателя, государственного служащего, социального активного общественника, интеллигента, фермера и т.д.), потому как каждому типу личности соответствует своя форма организации общественной жизни.

Другими словами, уклад школьной жизни является мощным воспитательным и образовательным инструментом.

Помимо этого, формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) требуют от нас Федеральные образовательные стандарты общего образования (в части реализации Программы воспитания и социализации обучающихся).

Именно поэтому мы понимаем необходимость осознать, к какому из общепринятых, традиционно сложившихся общественных форм образования относится наша школа, и какое влияние подобный школьный уклад имеет на становление личности выпускника.

        

         Наиболее эффективным здесь на наш взгляд является школьный уклад, основанный на проектах. Речь идет не о маленьких образовательных проектах, разрабатываемых школьниками, а о больших, глобальных проектах, включающих в себя всех участников образовательных отношений.

         Каждый год в школе разрабатываются и реализуются разные по своей тематике и направлению глобальные общешкольные проекты. Авторами проекта выступают как педагоги, так и учащиеся, предложившие актуальную идею.

Наши проекты:

-       Проект «Память всегда жива»;

-       Издательский проект «Есть такая школа»;

-       Проект «Бессмертный полк»;

-       Проект «Королева красоты»;

-       Проект «Артист года»;

-       Проект «Наследники Великой Победы».

Краткое описание некоторых Проектов.

Проект «Память всегда жива».

Цель проекта: актуализировать подвиг воинов-земляков, создать мемориал, посвященный воинам-землякам, не вернувшимся с ВОв.

Проект включает в себя целый ряд мероприятий, способствующих формированию чувства патриотизма школьников. Проект носит практическую направленность, так как итогом работы над ним является открытие   обелисков, памятных мест в честь солдатов-земляков ВОВ.

         Руководитель    проекта  «Память   всегда жива»  Королева   Галина Николаевна это творческий, активный, талантливый  педагог  дополнительного   образования МБОУ «Рощинская СОШ». Она  никогда не остается  равнодушной  к судьбе  нашей Родины.  Галина  Николаевна    ищет новые идеи,  новые задумки.   

В рамках проекта воздвигнуты обелиски в трех близлежащих к школе деревнях: Жандат, Никольское, Каменно-Горновка, где живут учащиеся школы.

Работа над проектом «Память всегда жива» под руководством Королевой Галины Николаевны объединила школьников и помогла раскрыть творческие способности каждого ученика. Дети  предлагали свои идеи по строительству памятника в д. Каменно -Горновка, воплощали эти идеи в макетах, тщательно продумывая каждую деталь: из чего будет сделан памятник, как огорожен и украшен, где будет находиться памятник, как будет назван. Школьники понимали, что их работа будет достоянием всех жителей д. Каменно-Горновка, поэтому и относились к ней со всей серьезностью.

С проектом «Память всегда жива» школьники стали финалистами краевого конкурса медиапроектов «Нам завещана память и слава» в номинации «Наследники Победы» и были приглашены в Краевой Дворец  Пионеров и школьников г. Красноярска для презентации своей работы.

         Материалы проекта: http://rosha.schoolsite.ru/p80aa1.html.

 

Издательский проект «Есть такая школа».

Цель проекта: Издание печатного продукта, как «могучего орудия нравственного воздействия»,  посредством личностного самовыражения через участие в общественно – литературном творчестве.

Издательский проект «Есть такая книга» - это социально значимый проект, потому что он отвечает насущным проблемам нашего общества и ярко демонстрирует как социально – деятельностная природа личности обретает своё «Я» в процессе совместной работы, в общении и сотрудничестве.

Это творческий проект, потому что он представляет собой нетрадиционный подход к его выполнению и созданию конечного продукта в виде книги, «как самого удивительного и достойного внимания из всех проявлений человеческого творчества»

Достигнуты желаемые результаты:

Появилась реальная  печатная продукция в виде сборника статей «Есть такая  школа…»,  изданная  тиражом  в 200 экземпляров;

Приобретен опыт  создания  настоящей  книги;

Расширен опыт  личностного  самовыражения  через  издание  новых статей;

Освоены совершенно   новые формы  общения для  раскрытия  нравственно-эстетического  и   творческого  потенциала  участников   проекта;

Проект  отлично  сработал на утверждение  социальной  значимости  педагогической  профессии;

Проект  внес  существенный  вклад в создание  позитивного    имиджа нашей школы, а значит  в  биографию                  каждого из нас.

Книги подарены авторам, детям, учителям, родителям, школьной, сельской и районной библиотекам, почётным гостям презентации, администрации и депутатам нашего района, особенно активным участникам проекта «Есть такая школа…»

Опыт реализации издательского проекта «Есть такая школа…» представлен на районном молодёжном форуме «Научно-технический потенциал Сибири»

Книга, написанная просто и ярко захватывает читателей, потому что они - ученики, учителя, родители, выпускники -  сами являются её Героями.

Многолетний путь Рощинской школы вместил  в себя множество славных биографий, добрых дел и начинаний. Но впереди у неё еще немало свершений и побед. О них планируется рассказать в приложении к книге «Есть такая школа…»

Материалы проекта: http://rosha.schoolsite.ru/p19aa1.html.

 

Проект «Королева красоты».

Цель проекта: создать условия для самореализации учащимися собственного творческого потенциала.

  В рамках проекта учащимся 1-11 классов представилась возможность представить свои таланты на суд компетентностного жюри. В качестве экспертов были приглашены представители сельской администрации, Рощинского Дома культуры и спонсоры проекта.

Данный проект объединил в себе 30% школьников и практически 100% педагогов в рамках проведения кастинга и подготовки конкурсантов непосредственно к конкурсным испытаниям.

Учасиници, прошедшие объективный кастинг в течение месяца обучались модельному искусству, сценическому исполнению, отрабатывали хореографические и вокальные навыки. Специалистов приглашать не пришлось. С подготовкой участниц справились сами педагоги и настолько успешно, что зрители и жюри были приятно удивлены изысканностью, грациозностью, великолепием, восходящих на подиум красавиц. Спокойствие, уверенность, самообладание даже не предполагали, что конкурсные задания вызывают у участниц  затруднения.

Конкурс включил в себя такие испытания как:

-       художественное слово;

-       вокал;

-       танец;

-       демонстрация наряда;

-       демонстрация аксессуара.

Результатом проекта стал незабываемый праздник для всех учащихся школы, которым выдалась возможность окунуться в мир красоты и искусства. Проект стал полезен не только для участниц конкурса, но и для ребят-зрителей.

Материалы проекта: http://rosha.schoolsite.ru/p3aa1.html

 

Проект «Артист года».

Главным событием 2019 года в школе стал Проект «Артист года-2019». Цель проекта: обеспечить возможность учащимся раскрыть свой внутренний творческий потенциал.

Проект позволил и детям и педагогам получить не только навык самопрезентации, перевоплощения и работе в сотрудничестве, но и воспитать в детях художественный вкус, любовь к театральной классике.

Для участия проекте учащимся было предложено пройти кастинг, в котором приняло участие 48% учащихся школы. В результате отбора до конкурсных испытаний были допущены 20 человек (25% учащихся).

Конкурс проходи в течение месяца и включил в себя следующие этапы:

-     юмористическая проза;

-     поэзия;

-     драматургия;

-     театральное искусство.

В процессе подготовки участников к конкурсным испытаниям приняли участие не только педагоги школы, но и профессионалы сценического искусства: артисты Красноярского театра юного зрителя и педагоги Уярского дворца пионеров и школьников, которые провели для ребят ряд мастер-классов по сценической речи и драматургии.

        В течение всего периода проведения конкурсных испытаний участники конкурса, педагоги-наставники и мастера стали одной дружной командой.

        Особенно трогательным стал этап выбывания конкурсантов по итогам каждого этапа. Здесь ребятам была представлена возможность «спасти» одного участника, отдав за него свой голос.

        Результатом конкурса стало большое театральное представление, в котором приняли участие все конкурсанты.

        Материалы проекта: http://rosha.schoolsite.ru/p155aa1.html.

 

Проект «Наследники Великой Победы».

Проект "Наследники Великой Победы" призван актуализировать подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны в умах и сердцах соотечественников. В рамках проекта было решено возродить традицию проведения на территории п. Роща Уярского района лыжных соревнований в честь героя Советсткого Союза К.А. Малыгина.

Как и 45 лет назад по – весеннему ярко светило солнце, лёгкий ветерок трепетал в  знамёнах  и  транспарантах, звучала музыка. Многочисленные болельщики собрались посмотреть интересное зрелище.

         Мероприятие можно назвать по – настоящему  масштабным. К участию прибыли 77 учащихся школ Уярского района, около ста жителей пришли поболеть за своих детей и по – любоваться праздником.

         Примечательно, что в празднике приняли участие победители  «Малыгинской лыжни1975 года».

         Организация лыжных гонок соответствовала высокому стандарту проведения спортивных соревнований. В подготовке и проведению соревнования приняли участие практически все обучающиеся школы и педагоги. У каждого была своя определенная роль: кординаторы, тьюторы, волонтеры, болельщики.

Кроме этого, в память об участии в этом мероприятии, волонтеры Рощинской школы изготовили и подарили каждому участнику лыжной гонки памятные сувениры.

Проект ярко продемонстрировал, что Рощинская школа была и остается хранителем патриотических традиций, которые играют большую роль в воспитании человека, гражданина. Я искренне рад инициативам, которые исходят от юного поколения и хорошо, что есть старшее поколение, которое  эти инициативы поддерживает и продвигает.

 

Главной целью каждого общешкольного проекта, независимо от его содержания, служит духовно-нравственное развитие личности обучающегося, включающего в себя:

-       любовь к своей Родине, своей семье;

-       уважение своего народа, его культуры и духовных традиции;

-       понимание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-       умение ценить красоту, как внешнюю, так и внутреннюю (духовную);

-       ценностное отношение к собственному здоровью и окружающей среде.

Помимо этого, общешкольные проекты достаточно эффективно развивают коммуникативные компетенции обучающихся, они учат их быть лидерами, не бояться высказать свое мнение, уметь предъявить обществу свои таланты, уметь слышать и быть услышанными, совместно достигать поставленной цели.

Любой общешкольный проект всегда охватывает практически всех участников образовательных отношений: обучающихся и их родителей, педагогов и зачастую даже представителей широкой общественности. География привлечение партнеров в проекты с каждым годом расширяется. Так нашими партнерами выступали: администрация Рощинского сельсовета, администрация Уярского района, Рощинский сельский Дом культуры, Рощинская сельская библиотека, редакция районной газеты «Вперед» г. Уяра, Уярский дворец пионеров и школьников, Спортивная школа олимпийского резерва г. Бородино,  Красноярский театр юного зрителя.  Роль внешнего партнерства в реализации проектов – раздвинуть границы развивающего пространства для школьников, ограниченного сельской местностью, в которой существует школа, и получить внешнюю экспертную оценку результата проекта.

Результаты данной практики можно проследить в положительной динамике формирования у обучающихся личностных качеств: самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Мониторинг личностных УУД обучающихся проводится ежегодно в конце учебного года. Инструментарием для определения уровни сформированности УУД служит методика оценки уровня воспитанности учащихся 1-11 классов (Н.П. Капустина) и инструментарий, рекомендованный Центром оценки качества образования для оценки личностных УУД учащихся 5-11 классов.

 

  

Ссылки на видеоматериалы: https://www.youtube.com/channel/UCOSIo1G1SKUl-yFUom053EA/videos

Дата последнего обновления страницы 01.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения